Керувати
За

Підводні розкопки Судак – 2003

Автор Гарбар Андрій // “Економіст”

Наша экспедиция задумывалась задолго до этого лета. Задумка об «углублении» археологических иследований вы делась в образование пробной секции подводного спорта под руководством Сергея Моисеевича Зеленко совместно с кафедрой археологии Киевского Национального Университета имени Т.Г. Шевченка.

На базе бассейна спорткомплекса «Экономист» стали проводить регулярные занятия по теории, медицине и практике подводного спорт. Группа студентов КНЕУ получила возможность пройти полный курс и получать сертификаты подводника по системе СМА8.

А дальше пошло-поехало – грандиозные планы, масса новых предложений. И главное – нам разрешили принять участие в самой что ни наесть настоящей подводной археологической экспедиции. На его ответственное мероприятие от СТК «Скифы» отрядили шестерых студентов, там им предстояло закончить свой курс и поучаствовать в исследованиях.

Имея только общую информацию про место раскопок, наша группа добиралась туда двумя путями: кто на машине, а кто поездом. Но так как Земля круглая и все дороги кроме параллельных (хотя это еще надо доказать) рано или поздно пересекаются то и наши дороги благодаря мобильной связи пересеклись под Судаком.

Созвонившись с начальником экспедиции, мы вышли на точку дислокации. Этот военный термин тут более чем уместен, ибо как оказалось лагерь расположился на территории военной части. От того в наличии имелись вода, електричесгво, туалет, круглосуточная охрана и даже спортивные снаряды, что совсем не характерно для туристических мероприятий. Но также имелись и недостатки: строгая дисциплина, соблюдение распорядка, а также «посторонние элементы».

Встретили нас весьма радушно и гостеприимно. В тот день была пересменка, полностью менялся состав экспедиции, О комфортности лагеря судите сами. Мыс Батарейный, край скалы – за ней лишь 50 метров пропасти и море бьющееся о скалы. С другой стороны над нами всей массой нависала гигантская практически плоская и отвесная гора Сокол.

От пропасти нас отделял только забор из колючей проводки. Сразу за забором стояли две палатки натовского образца доставшиеся из гуманитарной помощи 15 метров длиной с тройными стенками: сеточной прозрачной, утеплительной и внешнего водонепроницаемого слоя. Лучи восходящего солнца и луны каждый день – незабываемое впечатление. Компания в экспедиции подобралась интересная бизнесмены, подводники, врачи, археологи, искатели ирюсжэчений и студенты-туристы. До Судака дорога составляла 4 км, а до Нового Света 2 км.

Остаток дня мы потратили на дрзакупку продуктов и обустройство лагеря.

Вечером решили произнести вылазку разведку в Новый Свет. По горным серпантинам и тропам гулять ночью довольно опасно и страшно, но уже через несколько дней мы освоились. Той ночью в Новосиетской бухте нам открылось потрясающее зрелище. Из тьмы Черного моря медленно выныривала огромная темно красная луна, с каждой секундой смывая кровавую пелену в луной дорожке пока не превратилась в слепящий белоснежный диск.

Е& Новом Свете мне на свои глаза удалось убедится что туристический бизнес в Крыму развивается на полную силу. По желанию можно любое развлечение по

интересу и по карману: бильярд, кино и даже восхождение 3–ей категории сложности. Местные горцы за деньги и слона на вершину затащат. Но больше всего меня поразило исполнение под карооке песен группы Катгазйзш.

Первый день подходил к концу, сил не оставалось даже моргать. Прейдя в лагерь мы повалились на койки. Но, несмотря на то, что спать никто не хотел, все попытки полежать минутку и снова в строй успехом не увенчались. Оттого многие этой ночью спали в неестественных позах, лично я спал в кроссовках. Лишь единицы добрались до огня 60 ватной лампочки, но и тех надолго не хватило.

Спали мы на натянутых военных насилках, поверх которых растелили спасательные матрасы (бывает даже такое).

Побудка естественно затянулась на 2 часа. Со стороны горы доносились дикие крики строителей (скалолазов в ярко оранжевых строительных касках), которым явно не давался какой-то участок маршрута. Вспомнив отца Федора из «12 стульев» Ильфа и Петрова и прокричав им “вернись, я все прощу” (кстати, именно на Соколе и снимался эта сцена в фильме).

За завтраком бывалые поделились с нами опасениями по поводу температуры воды [на дне около 4° С, а на поверхности не больше 14° С) и пожаловались, что в такой воде больше 20 минут не поплаваешь. Еще в первый день я лично наотрез отказался залазить в воду, но дальше деваться было уже некуда. После завтрака начался первый рабочий день.

Расколки производились в Новосветской бухте, ныряли с площадки, добраться до которой можно было только с тропы Галицьша. Парни помогли доставить снаряжение на точку, а после нам выделили время пройтись самыми живописными местами -тропой Голицына.

Нам вдоволь удалось насладится пейзажами зеленой и голубой бухты. Царской бухты и грота Шаляпина. Не смотря на знойную жару, мы взбирались на каждую вершину и обходили все. Приближалось время массового нашествия туристов, а они однозначно цортят пейзаж, Вернулись мы по быстрому, погрузили акваланги в машину и направились в лагерь на обед.

После короткой паузы мы уже должны были выйти на посещение следующей достопримечательности.

Гэнуэзкая крепость – легендарное строение пришедшее к нам сквозь века и видевшее закаты империй и народов. Наперед хочу отметить одно важное обстоятельств: археология неразрывно связана с музейной деятельностью, поэтому всегда удается договорится за бесплатный вход, и особо важно – за расширенные экскурсии, которые часто проходят в форме увлекательной беседы.

Я и сам не ожидал столь интересной экскурсии, но так как что нашим гидом был Вадим Владиславович Майко, который сам занимается раскопками Гэнуэзкой крепости, то нам удалось глубоко проникнутся историей и духом этого места.

Построенная еще за хазар она пережила завоевание византийцами, генуэзцами, татарами, турками. Русско-турецкую и Крымскую войны.В некоторых местах культурные слоя складываются в столбы высотой в 12 метров. Сама територия исследована только на 5%, а ведь раскопки ведутся уже 30 лет. Простора для энтузиазма – хоть отбавляй.

Особенно красивый вид на побережье открывается с Георгиевской башни; горы Сокол, Орел, Носорог и Дельфин вытягиваются одна за одной, а закатные ;гучи только усилили умопомрачительное ощущение. С другой стороны в тени ‘заката угасал мыс Меганом. День несравнимый по насыщенности с предыдущим подошел к концу.

Последующие два ;гая проходили в рабочем режиме: утром после завтрака заправлялись баллоны, снаряжение погружалось в машину и доставлялось поближе к месту раскопок, куда мы добирались пешком где то за 25 минут. Там все вместе помогали разгрузить машину и •забросить снаряжение на несколько сот метров выше по тропе Галицына.

Протискиваясь по узкой тропе между цивилизованными туристами с баллонами на плечах, 12-Ти килограммовым поясом и какой-нибудь баклажкой в руках на вопросы типа «А сколько стоит нырнуть?» гордо отвечали, что мы серьезные подводники-археологи и таким не -занимаемся. К обеду вся группа возвращалась на базу и поев, остаток дня проводила на свое усмотрение (гуляли, загорали и т.п.)

Особо следует отметить, что, несмотря на ледяную воду, холодный ветер и капитально спрятавшееся за дерево солнце наши ребята сразу же решились на первое погружение. Отчасти сказался феноменальный пример Дмитрия Поправки, на которого температура воды не оказывала никакого влияния. Погружение собственно больше напоминала ловлю на живца. Всех привязывали за акваланг веревкой и не давали далеко заплыть. Да и утонуть вряд ли бы получилось – грузовые пояса нарочно облегчили.

Вечером мы обычно либо смотрели фильмы на компьютере либо гуляли по Новосветской набережной, также в эти дни мы отпраздновали дни рождения Дмитрия Поправки и нашего инструктора Сергея Ивановича 18-го и 19-го соответственно.

На утро 20-го числа мы наметили переход к Боспорской крепости. Выйдя вчетвером с утра еще до завтрака, мы, пройдя уже в который раз тропой Галицына, выдрались на гору Носорог. Проложив «тропу четверых» через голову носорога (мы не искали легких путей да к тому же с вершины открывается прекрасная панорама, было видно и саму крепость).

Уже к полудню мы вышли к базе археологов и передали доверенную нам милиметровку. За успешное выполнение миссии в качестве бонуса руководитель экспедиции провал нам полную экскурсию.

Условия быта в их лагере были гораздо хуже чем в нашем. За привозную воду им приходится платить по гривне за литр. Зато совсем рядом широкий пляж с мелкой галькой и небольшой базарчик.

Начальником экспедиции был Ланцов Сергей Борисович, сам он занимается раскопками Боспорской крепости (крепость Асандры) уже 13 лет и в этом году намеривался закончить последний участок. Сергей Борисович провел нам увлекательную экскурсию: провел нас по всем строениям, объяснил их назначение, рассказал историю раскопок и выводы к которым они пришли. Объект уникален хотя бы тем, в какой степени он сохранился.

Крепость был^ построена при правителе Асандре греками проживавшими на территории Таврии в предположительно 42 году до н. э. и заполнена трнизоном из наемников. Она была настолько неприступна что не разу не была захвачена местными воинствующими племенами. А сохранилась она только потому,, что Асандра поспорил с Римом, а это было куда серьезней чем, например, сегодня поспорить с Америкой, и вскоре ему пришлось отступится от власти, в результате чего крепость была заброшена.

Найдена снова она была, когда в Веселом собирались построить базу отдыха на 9000 мест. Тогда ее удалось спасти от разрушения, хотя под документами на постройку комплекса стояла роспись Брежнева. Большой урон крепости нанес фестиваль «Казантип».

Про горы использованных шприцов и много еще чего на территории исторического заповедника можно и не вспоминать, но тот факт, что отдыхающая молодеж додумалась завалить несколько внутренних стен, которые простояли более 20 веков говорит о характере нанесенного ущерба.

Отдохнуть на пляже нам однако не удалось – начался ливень и мы были вынуждены перебраться в колесный транспорт (теперь скользкие скальные тропы стали черезчур опасными).

На утро следующего дня к всеобщему ликованию утренние пловцы-разведчики доложили, что температура воды значительно поднялась. С этого дня ныряли все кому не лень пока в баллонах хватало воздуха. Дни проходили в обычном рабочем режиме. Не давали покоя только непокоренные склоны горы Сокол, но после утренних заныров сил на восхождение уже не оставалось. К экспедиции начали потихоньку [фисоединятъся новые люди. Приехал Александр из Киева с подводной видеокамерой поснимать фильм, но для хорошей съемки не хватало света. И вообще за лето в лагере перебывала уйма интересных людей. Так что, уезжая домой, многие из нас надеялись вернуться в следующем году. В день пересменки наша группа разъехалась, а на наши места приехали новички. Приятно было напоследок повыступать перед новоприбывшими, раздать кучу советов и уехать с чувством выполненного долга.